в интернете
   

С.О.К.О.Л

Объявление

Приветствуем всех! Лето наступило! Яркое, теплое солнышко, веселые. радостные, беззаботные лица. В общем жизнь идет своим чередом. Вопрос : куда идет? И на этот вопрос каждый отвечает по разному. Предлагаю всем ответить на этот вопрос в комнатке "Блеф". Я пожалуй начну. Внимание! Я хотел бы пообщаться с человеком, который занимается ОПТИМИЗАЦИЕЙ сайтов и форумов в поисковых система. Хочу напомнить, что наш форум уже проиндексирован на : Yandex, Rambler, Google, Yahoo. В данный момент ждем ответа с АПОРТ.РУ. Если они дадут согласие наш форум будет находиться в каталаге АПОРТ: ОБЩЕСТВО/Международные Отношения/С.О.К.О.Л.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » С.О.К.О.Л » Право » Юридическая консультация


Юридическая консультация

Сообщений 1 страница 10 из 21

1

В этой комнате задаем вопросы по праву. а опытные юристы ОБЯЗАТЕЛЬНО на них ответят.

0

2

Это хорошо, что есть такая комнатка... Я думаю она можете быть многим полезна.

Итак, Господа, давайте попробуем поднять здесь еще и проблемы современного законодательства. :big_boss:

0

3

Поздравляю тех, кто нам помогает, оказывая юридическую помощь с 2 декабря, с днем юриста!

+1

4

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного
использования средств воздействия на природную среду

Государства-участники настоящей Конвенции,

руководствуясь интересами упрочения мира и желая внести вклад в дело прекращения гонки

вооружений и достижения всеобщего и полного разоружения под строгим и эффективным международным

контролем и в дело избавления человечества от опасности использования новых средств ведения

войны,

преисполненные решимости продолжать переговоры с целью достижения эффективного прогресса в

направлении принятия дальнейших мер в области разоружения,

признавая, что научно-технический прогресс может открыть новые возможности в области воздействия

на природную среду,

принимая во внимание Декларацию Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей

человека среде, принятую в Стокгольме 16 июня 1972 года,

сознавая, что использование средств воздействия на природную среду в мирных целях могло бы

привести к улучшению взаимодействия человека и природы и способствовать сохранению и улучшению

природной среды на благо нынешнего и будущих поколений,

сознавая, однако, что военное или любое иное враждебное использование таких средств могло бы

иметь чрезвычайно пагубные последствия для благосостояния людей,

желая эффективно запретить военное или любое иное враждебное использование средств воздействия

на природную среду с целью устранения опасностей для человечества от такого использования и

подтверждая свое желание действовать в направлении достижения этой цели,

стремясь также внести вклад в углубление доверия между народами и в дело дальнейшего

оздоровления международной обстановки в соответствии с целями и принципами Устава Организации

Объединенных Наций,

согласились о нижеследующем:

Статья I

1. Каждое государство-участник настоящей Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому

иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие,

долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или

причинения вреда любому другому государству-участнику.

2. Каждое государство-участник настоящей Конвенции обязуется не помогать, не поощрять и не

побуждать любое государство, группу государств или международную организацию к осуществлению

деятельности, противоречащей положениям пункта 1 настоящей статьи.

Статья II

Используемый в статье I термин «средства воздействия на природную среду» относится к любым

средствам для изменения — путем преднамеренного управления природными процессами — динамики,

состава или структуры Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или

космического пространства.

Статья III

1. Положения настоящей Конвенции не препятствуют использованию средств воздействия на природную

среду в мирных целях и не затрагивают общепризнанных принципов и применимых правил

международного права, касающихся такого использования.

2. Государства-участники настоящей Конвенции обязуются способствовать возможно самому полному

обмену научной и технической информацией об использовании средств воздействия на природную среду

в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене. Государства-участники, которые в

состоянии делать это, по отдельности или совместно с другими государствами или международными

организациями, будут вносить вклад в международное экономическое и научное сотрудничество в

области сохранения, улучшения и мирного использования окружающей среды с должным учетом нужд

развивающихся районов мира.

Статья IV

Каждое государство-участник настоящей Конвенции обязуется принять любые меры, которые оно сочтет

необходимыми в соответствии со своими конституционными процедурами, по запрещению и

предотвращению любой деятельности, противоречащей положениям настоящей Конвенции, под его

юрисдикцией или под его контролем где бы то ни было.

Статья V

1. Государства-участники настоящей Конвенции обязуются консультироваться и сотрудничать друг с

другом в решении любых вопросов, которые могут возникнуть в отношении целей или в связи с

выполнением положений настоящей Конвенции. Консультации и сотрудничество во исполнение этой

статьи могут также предприниматься путем использования соответствующих международных процедур в

рамках Организации Объединенных Наций и в соответствии с ее Уставом. Эти международные процедуры

могут включать использование услуг соответствующих международных организаций, а также

Консультативного комитета экспертов, о котором говорится в пункте 2 настоящей статьи.

2. Для целей, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, депозитарий в течение одного месяца после

получения просьбы любого государства-участника настоящей Конвенции созывает Консультативный

комитет экспертов. Любое государство-участник может назначить эксперта в комитет, функции и

правила процедуры которого изложены в Приложении, составляющем неотъемлемую часть настоящей

Конвенции. Комитет передает депозитарию документ, подытоживающий выяснение фактических

обстоятельств дела, который должен включать все представленные Комитету в ходе его заседаний

точки зрения и информацию. Депозитарий рассылает этот документ всем государствам-участникам.

3. Любое государство-участник настоящей Конвенции, которое имеет основание полагать, что

какое-либо другое государство-участник действует в нарушение обязательств, вытекающих из

положений Конвенции, может подать жалобу в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций.

Такая жалоба должна содержать всю относящуюся к делу информацию, а также все возможные

доказательства, подтверждающие ее обоснованность.

4. Каждое государство-участник настоящей Конвенции обязуется сотрудничать в проведении любых

расследований, которые могут быть предприняты Советом Безопасности, в соответствии с положениями

Устава Организации Объединенных Наций, на основании жалобы, полученной Советом. Совет

Безопасности информирует о результатах расследования государств-участников.

5. Каждое государство-участник настоящей Конвенции обязуется предоставлять или поддерживать

помощь в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций любому

государству-участнику, который обратится с такой просьбой, если Совет Безопасности примет

решение о том, что такой участник потерпел ущерб или, вероятно, потерпит ущерб в результате

нарушения Конвенции.

Статья VI

1. Любое государство-участник настоящей Конвенции может предлагать поправки к настоящей

Конвенции. Текст каждой предложенной поправки должен быть представлен депозитарию, который

незамедлительно направляет его всем государствам-участникам.

2. Поправка вступает в силу для каждого государства-участника настоящей Конвенции, принимающего

эту поправку, после сдачи на хранение депозитарию документов о ее принятии большинством

государств-участников. Впоследствии для каждого оставшегося государства-участника поправка

вступает в силу в день сдачи им документа о ее принятии.

Статья VII

Настоящая Конвенция является бессрочной.

Статья VIII

1. Через пять лет после вступления в силу настоящей Конвенции в Женеве (Швейцария) депозитарием

созывается конференция государств-участников Конвенции. Конференция рассмотрит вопрос о том, как

действует Конвенция, чтобы иметь уверенность в том, что ее цели и положения осуществляются, и, в

частности, рассмотрит эффективность положений, содержащихся в пункте 1 статьи I, по устранению

опасностей военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную

среду.

2. Впоследствии с интервалом не менее пяти лет большинство государств-участников настоящей

Конвенции может, путем представления депозитарию предложения с этой целью добиться созыва

конференции для тех же целей.

3. Если, однако, конференция не была проведена, как это предусмотрено пунктом 2 настоящей

статьи, в течение десяти лет после предыдущей конференции, депозитарий запрашивает мнения всех

государств-участников настоящей Конвенции относительно созыва такой конференции. Если одна треть

или десять государств-участников, в зависимости от того, какое число меньше, выскажутся

положительно, то депозитарий предпримет немедленные меры по созыву конференции.

Статья IX

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания всеми государствами. Любое государство, которое не

подпишет Конвенцию до вступления ее в силу в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, может

присоединиться к ней в любое время.

2. Настоящая Конвенция подлежит ратификации государствами, подписавшими ее. Ратификационные

грамоты или документы о присоединении сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации

Объединенных Наций.

3. Настоящая Конвенция вступает в силу после сдачи на хранение ратификационных грамот двадцатью

правительствами в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи

4. Для государств, ратификационные грамоты или документы о присоединении которых будут сданы на

хранение после вступления в силу настоящей Конвенции, она вступает в силу в день сдачи на

хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.

5. Депозитарий незамедлительно уведомляет все подписавшие и присоединившиеся к настоящей

Конвенции государства о дате каждого подписания, дате сдачи на хранение каждой ратификационной

грамоты или документа о присоединении, дате вступления в силу настоящей Конвенции и любой

поправки к ней, а также о получении им других уведомлений.

6. Настоящая Конвенция будет зарегистрирована депозитарием в соответствии со статьей 102 Устава

Организации Объединенных Наций.

Статья X

Настоящая Конвенция, русский, английский, арабский, испанский, китайский и французский тексты

которой являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации

Объединенных Наций, который препровождает должным образом заверенные копии Конвенции

правительствам государств, подписавших Конвенцию и присоединившихся к ней.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные своими

соответствующими правительствами, подписали настоящую Конвенцию, открытую для подписания в

Женеве восемнадцатого мая одна тысяча девятьсот семьдесят седьмого года.

0

5

Правовая борьба с торговлей людьми

Проблема правовой борьбы с торговлей людьми в отечественной литературе является малоизученной. Необходимо отметить как отрадный факт появление монографии Ф.Л. Синицина “Международное законодательство по проблеме торговли людьми” (Пермь, 2000 г.). Книга содержит ряд прекрасных материалов о правовой базе некоторых стран по борьбе с торговлей людьми, праву свидетелей, активности политических властей в этой сфере.

Однако название указанного научного труда неточно отражает его содержание, поскольку непосредственно международному законодательству посвящена лишь одна глава “Международные акты против торговли людьми” и в какой-то мере глава “Общие принципы подхода к проблеме торговли людьми”. Большая же часть материалов – о зарубежном законодательстве.

На наш взгляд, более выигрышным было бы расположение глав о праве разных стран против названной торговли дифференцированно, например, в соответствии с основной ролью той или иной страны: поставщик, получатель, транзитное государство, смешанные, либо на основе качественного сравнения, скажем, в одном ряду: страны без регулирования проблемы, страны, чей опыт неудачен и не пригоден для моделирования, и, наконец, те, кто успешно борется с торговлей, чьи законы – возможный пример для заимствования и т.п.

Жаль, что автор не включил в свой анализ УК Белоруссии и Польши – законы, содержащие оригинальные и весьма рациональные правовые модели в сфере торговли людьми. В целом же указанный труд представляет интерес и на наш взгляд является значительным шагом вперед на пути изучения способов и методов борьбы с торговлей людьми, в особенности женщинами и детьми.

Торговля людьми ( trafficking in human beings) – одна из современных форм рабства, к которым также относятся “потогонные работы”, домашнее рабство, принудительные браки и пр. В настоящее время более 200 миллионов человек являются жертвами современных форм рабства. Большую часть жертв этой торговли составляют женщины и дети, которые вывозятся за рубеж в целях сексуальной эксплуатации и в меньшей степени – принудительного труда. Например, количество женщин и детей, ежегодно ввозимых в США для нужд секс-индустрии и трудовой эксплуатации, по оценкам специалистов, составляет от 45.000 – 50.000., По неофициальным данным, объем прибыли от мировой торговли женщинами как товаром для секс-индустрии оценивается в 7-12 миллиардов долларов в год.

В основе торговли женщинами лежит закон спроса и предложения: потребности принимающих удовлетворяются возможностями поставляющих стран. Развитые страны, а именно они в большинстве своем имеют секс-индустрию, рождают спрос и являются принимающими странами, в то время как страны, где торговцы могут легко завербовать женщин, являются поставляющими странами. Десятилетиями главными поставляющими странами были азиатские страны, такие как Таиланд и Филиппины. Сейчас бывшие республики Советского Союза, такие как Украина, Беларусь, Латвия и Россия, стали главными “продавцами” в торговле женщинами для нужд секс-индустрии всего мира. Сегодня на рынках наиболее популярными и ценными являются женщины из Украины, Белоруссии, России.

Проблема вывоза женщин и детей с территории РФ появилась недавно. Сегодня Россия стала одним из центров международного бизнеса по торговле женщинами с целью сексуальной эксплуатации. Специфичность и сложность российской ситуации состоит в том, что страна оказалась одновременно и центром ввоза женщин из СНГ и стран Азии (в основном в Москву), и крупным поставщиком “живого товара” для рынков сексуальных услуг западных стран. При этом данные вопросы практически отсутствуют в законодательстве страны, не существует и организаций, специализирующихся на вопросах женской миграции, в частности, на проблемах международной проституции и занятости в сфере оказания услуг сексуального характера на территории других государств.

Власти этой проблемой мало озабочены, на официальном уровне она практически не поднимается. В частности, в Приморском крае правоохранительным органам известны фирмы, специализирующиеся на этом виде деятельности, однако, по заявлению прокурора г. Владивостока Ю.Б. Мельникова, на сегодняшний день нет ни одного возбужденного уголовного дела по факту похищения и/или продажи женщин и детей за границу. Хотя в прошлом году через Приморье в Россию вернулись официально 162 женщины, побывавшие в рабстве, причем это только верхушка айсберга.

0

6

Законодательство против торговли женщинами разных стран

Представляется полезным провести сравнительный анализ уголовного законодательства ряда стран в части пресечения деятельности по торговле женщинами и детьми в целях сексуальной эксплуатации и принудительного труда.

УК Украины содержит статью, непосредственно направленную на предотвращение торговли людьми (ст.1241). Она определяет это действие как “открытое или тайное завладение человеком, связанное с законным или незаконным перемещением по согласию, или без согласия данного лица через государственную границу Украины, или без такового, для дальнейшей продажи, или иной оплаченной передачи с целью сексуальной эксплуатации, использования в порнобизнесе, вовлечения в преступную деятельность или долговую кабалу, усыновления в коммерческих целях, использования в вооруженных конфликтах, эксплуатации труда”.

Статья даже на первый взгляд вызывает сомнения по поводу своей адекватности. В частности, представляется затруднительным доказывание целей завладения – продажи, иной оплаченной передачи и т.д. За время действия новой статьи УК Украины, а это около 2,5 лет, было возбуждено 37 уголовных дел, 2 из них прошли только первую инстанцию в суде, 1 закончено. По последнему осуждены 2 женщины, участвовавшие в вывозе украинок за рубеж и последующей их продажи в бордели стран Европы .

Новый УК Белоруссии (1999 г.) разделяет торговлю людьми, похищение и вербовку для эксплуатации. Под торговлей понимаются “действия, направленные на совершение купли-продажи или иных сделок в отношении зависимого лица в форме его передачи или завладения им” (ст.181 УК Белоруссии). Вербовку в целях “сексуальной или иной эксплуатации путем обмана” (ст.187 УК) можно определить как набор по найму людей за определенное материальное вознаграждение.

Женщины и девушки Польской республики вошли в т.н. “четвертую волну” жертв торговли. Например, по данным немецкой уголовной статистики Польша занимает второе после стран бывшего Советского Союза место по количеству ввезенных в Германию женщин в целях сексуальной эксплуатации. Поэтому неудивительно, что в новом УК (1998 г.) государство определило ряд деяний, связанных с торговлей, подлежащих уголовному преследованию. Помимо п.4, предусматривающего ответственность за склонение и перемещение за границу с целью занятия проституцией и п.1 ст.204, преследующего тех, кто с целью получения имущественной выгоды склоняет к занятию проституцией или это облегчает, польский закон наказывает, что очень важно, и тех, кто сам непосредственно не участвует в перемещении, торговле, склонении, однако получает имущественную выгоду от занятия проституцией других лиц (п.2 ст.204).

Все рассмотренные страны являются поставщиками товара на рынки сексуальных услуг. Заметим, что политические власти заинтересованы в противодействии и профилактике торговли. В каждой из них при поддержке международных, иностранных и местных общественных организаций проводятся информационные кампании для населения, оказывается помощь потерпевшим от таких преступлений. Общество открыто говорит о проблеме, признавая ее наличие и отдаленность во времени вреда, частичность настоящих последствий и вероятность будущих проявлений в самых непредсказуемых вариантах.

УК этих стран содержат две, на наш взгляд, прогрессивные во всех отношениях нормы, которые, как мы отметим позже, отсутствуют в законодательстве других стран. Речь идет о ст.187 УК Белоруссии и п.2 ст.204 УК Польши. Первая предусматривает ответственность за вербовку. Стоит отметить, что подобная норма особо важна для стран поставщиков, поскольку именно на их территории проводится “подбор кадров” для нужд секс индустрии развитых стран. Как правило, в этом акте принимают участие соотечественники жертв, следовательно необходимость такой нормы вызвана тем фактом, что пресекать акт торговли нужно в самом начале, а не в момент его средней стадии. По крайней мере, такой подход позволит, на наш взгляд, увеличить эффективность борьбы с торговлей.

Вторая статья из приведенных содержит еще одну важную норму, которая почему-то опускается многими законодателями как стран поставщиков, так и принимающих стран. В особенности это касается последних, поскольку, по мнению международных исследователей проблемы, именно на их территории расположены и действуют преступные организации, которые получают львиную долю доходов от актов торговли и последующей эксплуатации проституции. Необходимо в уголовном порядке преследовать выгодоприобретателей, а не только непосредственных исполнителей.

Остановимся на рассмотрении положений уголовных кодексов стран, которые и получают живой товар из других стран, и поставляют свой на сексрынки. Два самых ярких примера – Россия и Китай. Первая была рассмотрена выше, остановимся на второй.

Если для стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза вывоз женщин в целях проституции - явление новое, Китай уже давно охвачен очередной кампанией из серии “борьба с опасными антисоциальными явлениями”. Правоохранительные органы направляют острие удара против торговцев “живым товаром” .

Китайцы успешно продают своих соотечественников как внутри страны (женщины и дети похищаются в бедных, как правило, северных провинциях и продаются в богатые на юге), так и за границу (девушки поставляются в бордели Японии, Кореи, Австралии). Торговля людьми в Южном Китае очень популярна. Существует даже невольничий рынок. Вместе с тем они умудряются принимать у себя “живой товар” из России.

Интересующие нас статьи новой редакции УК (1997 г.) направлены, прежде всего, на пресечение деятельности по торговли женщинами и детьми внутри страны. Это связано с тем, что, как уже говорилось выше, индустрия работорговли в Китае имеет долгую историю. Среди стран, которые в первую очередь являются поставщиками “живого товара”, Китай имеет разработанную систему уголовно-правовых норм, посвященных непосредственно похищению и последующей продажи женщин и детей.

Ст.240 УК КНР понимает под похищением совершенное с целью продажи любое из действий, связанных с похищением путем обмана, захвата, покупкой, продажей, передачей, и посредничество при этом. Статья имеет 8 квалифицирующих обстоятельств, среди которых принуждение похищенной угрозами или уговорами к проституции или продажа третьему лицу, принуждающему ее к проституции (п.4), захват с целью продажи путем угроз, насилия или одурманивающих (наркотических) веществ (5), а также продажа за границу (п.8).

Ст.241 предусматривает ответственность за покупку похищенных в целях продажи женщины или ребенка, однако нет нормы, которая бы наказывала выгодоприобретателя, поскольку, как нам кажется, далеко не всегда лицо, непосредственно осуществляющее указанные действия, и то, которое получает от этого прибыль совпадают.

Заметим, что обе эти страны имеют слабое уголовное законодательство для борьбы именно с торговлей людьми, как ввозимыми и вывозимыми. Россия его, можно сказать, вообще не имеет, а Китай уделяет внимание лишь похищению, оставляя без внимания вывоз/ввоз путем обмана, мошенничества и пр.

Рассмотрим законодательство принимающих стран, направленного против торговли людьми. Прежде всего отметим, что в государствах, принадлежащих к данной категории, законодатели осуществляют свою деятельность в двух направлениях:

обеспечение правовой базы для уголовного преследования виновных в совершении преступлений, связанных торговлей людьми.

обеспечение правовой базы для предоставления легального статуса жертвам торговли, соблюдение их прав, предусмотренных международным законодательством и защита их как свидетелей для получения показаний - залога успешного привлечения виновных к ответственности.

Ст.2503 УК Голландии (Нидерландский кодекс о наказаниях) предусматривает ответственность за торговлю людьми. Его дополняет Инструкция по работе со случаями торговли детьми, дающая нормативное понятие торговца людьми. Важную роль в возможности реализации уголовных норм играет Закон Голландии об иностранцах, который предусматривает возможность получения легального статуса для жертв торговли, а также свидетелей по делу до полного завершения судебного процесса.

Признаются преступлением принуждение лица въехать на территорию иностранного государства для занятия там проституцией путем использования насилия, угроз или обмана в соответствие с Кодексом о наказаниях Италии. Кроме того, на территории страны действует Закон о торговле людьми, направленный на упорядочение действий различных ведомств в сфере борьбы и противодействия торговле, оказания помощи и обеспечения легального статуса жертвам. Этот акт высоко оценен специалистами ОБСЕ. Он позволяет правоохранительным органам на практике реализовывать заложенное в Проект Протокола ООН положение о конфискации доходов и имущества торговцев и выплат компенсаций пострадавшим. Также в нем предусмотрено распространение на жертв права свидетелей, иных процессуальных прав, необходимых для отстаивания своих интересов в суде, а также легальный статус временно пребывающего по гуманитарным основаниям.

Италия - одна из немногих стран Европы, которая имеет сформировавшиеся комплексные правовые акты по проблеме торговли людьми, являясь, с одной стороны, не самой популярной получающей страной, с другой – транзитной территорией для потоков женщин на пути вглубь материка.

УК Германии содержит целый блок статей, посвященных торговли людьми: ст.ст.180а, 180б, 181, причем сам термин получил довольно любопытную интерпретацию. Согласно уголовному закону статья, преследующая торговлю, включает следующий состав: воздействие ради имущественной выгоды на другое лицо, зная о его стесненном положении, для склонения этого лица к занятию проституцией или к продолжению этого. Таким образом, можно предположить, что немецкий законодатель под актом торговли понимает не непосредственную куплю-продажу (и т.п. сделки), а склонение лица к “продаже” собственного тела, т.е. присутствует своеобразная опосредованность.

Добавим, что законодательство Германии о праве свидетелей содержит положения, ставящие потерпевших в такие условия (невозможность работать, выезжать за пределы определенного населенного пункта и др.), что пострадавшие с неохотой идут на контакт с правоохранительными органами для оказания помощи в расследовании.

В 1998 году Швеция признала проституцию насилием против женщин. С 1999 г. “покупка сексуальных услуг” запрещена и наказывается штрафами и/или заключением до шести месяцев тюрьмы. Потребители услуг, предоставляемых проститутками, поставлены с ними на один уровень, они вне закона.

Безусловно, разработки, принятия и применения нормативных актов недостаточно для противодействия торговле людьми – позорному явлению XX века. Необходимы комплексные программы, включающие в себя меры политического, экономического, социального характера, дифференцированные в зависимости от роли страны на общемировом секс-рынке, необходимо тесное международное сотрудничество, особенно правоохранительных органов, без которого преследование и привлечение к ответственности всей “цепочки” виновных невозможно. Однако самым главным на наш взгляд является защита прав пострадавших в получающем государстве и на родине так, как это изложено в Декларации 1947, потому что не смотря ни на что, они остаются людьми.

0

7

1. ВВЕДЕНИЕ.

Одной из проблем в уголовном праве, волнующей не только юристов, но и все
общество, вызывающей множество дискуссий, споров и дебатов была и остается
проблема смертной казни. В настоящее время ее актуальность связана также и
с тем, что сейчас многие государства идут на смягчение законодательства,
при этом отменяя и смертную казнь. В связи с этим возникает вопрос о
правомерности и допустимости применения смертной казни, а также о ее
необходимости и целесообразности.
Тема выбрана не случайно. В настоящее время ведется множество дискуссий на
эту тему, и я решила высказать свою точку зрения, кроме того меня лично
интересует этот социально-юридический феномен.
Почему на протяжении веков этот вид накзания оказался так живуч? Чем
обусловлено его столь широкое применение? Насколько эффективна смертная
казнь? Как влияет мнение общества на отмену или сохранение смертной казни?
Почему в современном мире, также как и в прошлом, смертная казнь все же
продолжает применяться? Неужели мы так недалеко ушли от своих жестоких
предков? Постараюсь затронуть эти и многие другие вопросы в своей работе,
проанализировать правовые, исторические, нравственные и социальные аспекты
этого вида наказания, используя в качестве источников как юридическую
литературу и нормативные акты, так и произведения различных авторов, а
также исследования общественного мнения и архивные материалы.

Целью моей работы является изучение смертной казни в  ходе  ее  исторческого
развития,  что  покзано  на  примере   России;   анализ   правомерности   ее
применения, необходимости  и  эффективности  смертной  казни;  сопоставление
доводов сторонников и  противников  этой  меры  наказния,  их  теоретической
базы, а также выражение моего личного субъективного мнения.

2. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

2.1. ИСТОРИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ В РОССИИ.

Смертная казнь - одно из самых древних наказаний, известных уголовному
праву России. В Древней Руси смертная казнь впевые упоминается в Уставной
грамоте, данной в 1397 году Великим князем Василием Дмитриевичем жителям
Двинской земли: за кражу в третий раз. В действительности это наказание
использовалось значительно раньше - в виде кровной мести, а также по
указанию князей. Но все эти случаи применения смертной казни не имели
юридического характера наказания, следовательно, это была мера
государственного принуждения (1, с. 44). В дальнейшем смертная казнь
получает все большее распростронение в источниках права. В Псковской судной
грамоте 1497 г. смертная казнь устанавливалась за 5 видов деяний, в
Судебнике  1497 г. - за 10, Судебнике 1550 г. - за 13, в Соборном Уложении
1649 г. - за более 60. В Уложении регламентировались и способы казни,
которые делились на простые (отсечение головы, повешение и утопление),
которые только вызывали смерть, и квалифицированные (сожжение, залитие
горла металлом, посажение на кол, четвертование, колесование, закапывание в
землю по шею и др.), которые продлевали мучения казнимого. Огромных
размеров достигло число казненных в правление Ивана Грозного.
Периодом наибольшего применения смертной казни считается эпоха Петра I, но,
в отличие от Уложения 1649 г. Число способов смертной казни было сокращено
до трех: аркебузирование (расстрел), обезглавливание, повешение.
В период царствования Анны Иоановны жестокость способов смертной казни
вновь возросла, добавилось также подвешивание на крюк за ребро.
Елизавета приостановила исполнение смертной казни, хотя и не отменила его
полностью.Смертная казнь заменялась на битье кнутом, клеймение и ссылку.
В 1767 г. Опубликовали Наказ императрицы Екатерины II, которая была
противницей смертной казни, но не отрицала ее полностью (3, с. 73). На
практике смертная казнь применялась широко, особенно после восстания
Пугачева.
В Своде законов 1832 г. смертная казнь определялась за тяжкие виды
государственных преступлений.
Уголовное Уложение 1903 г. также предусматривал смертную казнь за наиболее
тяжкие политические преступления, при этом от казни освобождались лица до
21 года и старше 70 лет, а также женщины. Но несмотря на это смертная казнь
продолжала примененяться в России до Февральской революции. 12 марта 1917
г. Временное правительство отменило смертную казнь, а 12 июля издало
распоряжение о восстановлении смертной казни в действующей армии.
Таким образом, квалифицированные способы применения смертной казни в
законах России окончательно отменены, хотя смертная казнь, кроме нескольких
кратких периодов продолжает применяться. В советский период единственным
уголовно закрепленным способом применения смертной казни являлся расстрел,
который примененяется и до сих пор.
Несмотря на то, что Советское государство всегда относилось к смертной
казни как к временной и исключительной мере уголовного наказания (она
трижды отменялась - в 1917, 1920 и 1947 годах ), эта мера ни в 20-е, ни в
30-е годы окончательно отменена не была. Более того, "выдвинутая Сталиным
теория усиления классовой борьбы по мере продвижения к социализму влекла за
собой ужесточение репрессий" (13, с. 116). Однако, несмотря на это, в 1949
году на сессии Генеральной Ассамблеи ООН СССР вносил предложение об отмене
смертной казни во всех странах мира, но тогда это не получило поддержки.
После смерти Сталина уголовное законодательство пошло по пути смягчения
наказания, но в дальнейшем список преступлений, караемых смертной казнью
был расширен. Таким образом, последний советский Уголовный кодекс
предусматривал смертную казнь за более чем 30 деяний.
Рассмотрим, как обстоит дело со смертной казнью в России сейчас. Российское
государство провозгласило, что "стремится к отмене смертной казни.., в 1996
г. РФ была принята в Совет Европы с условием: адаптировать внутреннее
законодательство к европейским нормам, в том числе - исключить смертную
казнь из арсенала мер государственного воздействия на личность" (15, с.
355). Однако новый Уголовный кодекс допускает применение  смертной казни за
особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь (ч. 1 ст. 59). Смертная
казнь предусмотрена за умышленное убийство при квалифицирующих
обстоятельствах (ч. 2 ст. 105),  террористический акт (ст. 277), геноцид
(ст. 357). В порядке помилования смертная казнь может быть заменена
пожизенным заключением или лишением свободы на 25 лет. Смертная казнь может
быть применена только к мужчинам 18-65 лет.
Смертная казнь совершается непублично путем расстрела, в присутствии
прокурора, начальника тюрьмы и врача. Об исполнении приговора составляется
протокол, подписываемый указанными лицами.
В судебной практике смертная казнь составляет 0,04% от числа всех
назначаемых видов наказаний, причем в 9 из 10 случаев смертная казнь
назначается за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (17, с.
274).
2.2. ТИПОЛОГИЯ СМЕРТНЫХ КАЗНЕЙ.

Сведения о смертных казнях имеют примерно тот же возраст, что и сведения о
первых государствах. Как законный вид наказания смертная казнь появилась
при переходе общества к правовым отношениям (10, с. 47). Позднее возник
"принцип талиона", по которому наказание должно быть равно преступлению.
Позднее смертная казнь была связана с ритульным убийством и принесением
жертвы богам. Во многих древних и средневековых государствах вид смертной
казни зависел от личности и положения осужденного. Многие древние виды
казней стремились не облегчить, а продлить страдания осужденного.

2.2.1. Устаревшие виды казни.
В прошлом отношение к смерти и смертной казни у многих народов было иным,
чем сейчас. И хотя казни совершались публично и трупы и части тела
казненных выставлялись для устрашения, казни не производили потрясения, не
вызывали отвращения или протеста, а роль палача считалась даже почетной.
Распятие применялось в Древней Греции и Риме, а также на Востоке. Едва ли
не самый знаменитый вид казни в древности, поскольку таким образом был
казнен Иисус Христос. Для осужденного делался крест, на который затем
прибивались или привязывались его конечности и крест вбивался в землю
обычно на возвышенни или холме. Приговоренный умирал обычно на второй-
третий день от жажды.
Сожжение активно применениялось во многих древних странах, но расцвет
получило в средние века, поскольку так инквизиция казнила еретиков. По всей
Европе эта казнь достигла огромных масштабов: были сожжены заживо тысячи
человек, причем часто массами, по обвинению в колдовстве, сожительсве с
дьяволом, богохульстве и даже отклонении от нормы. В России сожжение
примененялось также к религиозным преступникам, причем казнь была более
мучительной, так как производилась на медленном огне.
Утопление примененялось, когда нужно было одновременно казнить многих лиц
(3, с.72). Так казнили убийц родителей в Древнем Риме и Греции, а в средние
века использовалось испытание водой, часто по отношению к ведьмам:
связанную бросали в воду - если утонет, то невинна, а если нет, то ее
вешали. Некоторые авторы утверждают, что этот вид казни исползовался в
России во время "красного террора", а также в системе ГУЛАГа (10, с.63).

2.2.2. Экзотические виды смертной казни.
В прошлом применялось огромное количество видов смертной казни, многие из
них были закреплены и в законодательстве, причем способы казни были
призваны усилить мучения казнимого, часто сочетаясь с пыткой. Несмотря на
это многие правители вводили свои способы. В России этим особенно
прославился Иван Грозный. Один из его любимых видов казни - зашить
осужденного в медвежью шкуру ("обшить медведно") и затравить собаками.
Нескольких монахов приказал однажды привязать к бочке с порохом и взорвать
- чтобы сразу на небо летели. Применялось также вырезание кусков мяса из
тела, снятие кожи, попеременное обливание кипятком и холодной водой,
кипячение в жидкости.
Закапывание живьем в землю применялось еще в Древнем Риме к весталкам за
потерю девственности, в Древнем Китае. В средневековой России такая казнь
применялась к жене, убившей своего мужа. Жертва, закопанная в землю по
плечи, умирала обычно на второй-третий день от обезвоживания организма и
голода.
Забивание палками упоминается еще в древнеегипетских папирусах, где
подобным образом казнили за преступления против фараонов. В Древнем Риме
применялось бичевание до смерти. Близко к этому виду казни лежит наказание
шпицрутенами (железными прутьями), формально не считавшееся смертной
казнью, которое применялось в России с 1701 по 1863 год. Обнаженного по
пояс человека тащили сквозь строй солдат, каждый из которых бил его палкой
по спине.
Непубличное отравление ядом использовалось как альтернативный вид казни для
свободнорожденных а Древней Греции (фактически самоубийство).
Сбрасывание со скалы активно применялось в Древней Греции, в Древнем Риме
осужденных сбрасывали также в каменоломни.
Тайное удушение применялось в Древнем Риме к высокопоставленным лицам.
Четвертование назначалось за преступления против власти, за измену, мятеж в
средневековом Китае и России. Преступнику сначал отсекали руки и ноги, а
потом уже голову.
Разрубление тела пополам применялось в Древнем Китае за недоносительство.
Колесование заключалось в переламывании осужденному железным ломом каждой
конечности в двух местах и позвоночника, затем тело привязывали к колесу
так, чтобы пятки сходились с затылком, и оставляли умирать.
Разрывание тела исполнялось двумя способами: тело привязывалось к вершинам
двух наклоненных деревьев, которые затем отпускались, либо к двум лошадям,
которые пускались в противоположные стороны.
Залитие горла расплавленным металлом примененялось в России до 1672 года к
фальшивомонетчикам.
Посажение на кол заключалось в медленном проникновении кола внутрь
человека, агония длилась несколько дней. Эта казнь примененялась в
средневековой России, Османской империи.
Примененялись также и такие виды смертной казни, как подвешивание ребром за
крюк, поедание крысой, замораживание, растворение в кислоте и другие.
Многие виды смертной казни имели национальную специфику.

2.2.3. Современные способы смертной казни.
В большинстве стран мира в наше время примененяются простые способы
смертной казни, лишение человека жизни законодатели стремятся сделать по
возможности безболезненным и быстрым. Однако в некоторых государствах
сохраняются квалифицирующие виды смертной казни. В современном
законодательстве известно 7 способов приведения приговора в исполнение.
Повешение примененяется в 78 странах. Считается самым древним видом
смертной казни, а также самым позорящим. Современная технология,
разработанная в 1949-1953 гг., такова: осужденного вешают на веревке,
обвивающей шею, смерть наступает в результате повреждения спинного мозга
или удушения от сдавливания трахеи.
Расстрел используют 86 стран. Казнь проводится либо одним лицом - смерть
наступает быстро, либо стрелковым подразделением - когда вероятность
попадания ниже и смерть немедленно не наступает.
Обезглавливание предусмотренно в законодательстве 7 стран, но на практике
используется только в Саудовской Аравии. Осуществляется путем
гильотинирования или отсечения головы мечом.
Забрасывание камнями примененяется в 7 арабских государствах. Это
мучительный способ казни, поскольку человек способен выносить сильные удары
не теряя сознания.
Следующие 3 вида смертной казни применяются только в США.

Казнь на электрическом стуле была введена в 1888  г.  Тогда  считалось,  что
она  более  гуманна.  К  голове  и  ноге  казнимого  приклепляются   влажные
электроды, через которые подается  ток  большой  силы.  Смерть  наступает  в
результате остановки сердца и паралича дыхания.
Отравление газом. Осужденного помещают в герметичную камеру, где
привязывают к креслу. В камеру подается газ цианид, отравляющий при
вдыхании. Смерть наступает в результате удушья.
Смертельная инъекция проводится путем внутривенного введения комбинации
веществ, вызывающих потерю сознания, прекращение дыхания, остановку дыхания
и смерть.

2.3. ПРИМЕНЕНИЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ В СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВАХ.

Глобальные мировые тенденции направлены на отмену смертной казни. В 1989-
1995 гг. смертная казнь была отменена в 25 странах. Таким образом, на конец
1995 г. смертная казнь полностью отменена в 72 государствах, в 30 - не
примененяется, а в 90 - сохранена (4, с. 50).
В Уголовном Кодексе РФ смертная казнь включена в перечень наказаний (ст.
44), а порядок применения регламентирует ст. 59, причем смертная казнь
может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на
срок 25 лет. В особенной части Уголовного Кодекса РФ смертная казнь
предусмотрена за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ст.
105, ч. 2), посягательство на жизнь государственного или общественного
деятеля (ст. 277), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие
или предварительное раследование (ст. 295), посягательство на жизнь
сотрудника правоохранительного органа (ст. 317), геноцид (ст. 357).
В соответствии с частью 2 ст. 20 Конституции РФ расмотрение уголовного дела
с наказанием смертная казнь проводится с участием присяжных заседателей.
В ЭР смертная казнь официально отменена Парламентом в 1998 г. (5, с. 4),
причем смертные приговоры не приводились в исполнение уже с 1991 года.
В современных цивилизованных государствах цель смертной казни - лишить
преступника жизни, причиняя при этом минимум стаданий. Но уже само
исполнение вызывает страдания осужденного. Сроки рассмотрения помилования и
обжалования приговора иногда достигают нескольких лет. Только в некоторых
странах установлен срок, по истечении которого смертная казнь автоматически
заменяется пожизненным лишением свободы, если она не была привдена в
исполнение (3, с. 75). Еще тяжелее состояние заключенного, которому
объявляют, что его помилование отклонено и приговор будет приведен в
исполнение. В некоторых государствах осужденному дату казни не сообщают
вообще, а в некоторых сообщают за месяц. В первом случае период
безнадежности сокращается, во втором - осужденный может сделать нужное для
завершения жизни.
В наше время большинство государств отказалось от публичного приведения
приговора в исполнение. По данным ООН, в 1980-1990 гг. в 22 странах
смертная казнь исполнялась публично, среди них Китай, Пакистан, Сомали,
Нигерия, Иран, Йемен, Ливия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Сирия и др.
Таким образом, большинство государств сокращает применение смертной казнь и
гуманизирует ее способы.
Приведу некоторые факты из различных источников (пресса, интернет и др.):
- В РФ к 1997 году к смертной казни было приговорено 86 человек,
помиловано 5 человек, в ЭР - 16 приговоренных и 2 помилованных.
- Последняя смертная казнь проводилась в РФ 02.08.1996, в ЭР - в 1991 году.
- По данным Межднародной Амнистии в 1996 году в мире было осуждено к
смертной казни 7107 человек, 5139 из них были казнены, в том числе 4367 в
Китае.
- В мире смертная казнь как уголовное наказание назначается в 38
государствах, в том числе в США, Иране, Китае, Нигерии, ЮАР, Малайзии и др.
Интересны составы преступлений, которые в качестве наказания
предусматривают смертную казнь. Если назначение смертной казни  за
умышленное убийство, терроризм, шпионаж и т.п. понятно, то в ряде стран
казнят также за следующие преступления:
- супружеская неверность со стороны женщины (Иран, КНДР, Мавритания, ОАЭ,
Саудовская Аравия, Судан)
- подделка официальных документов (Ирак)
- проституция (Иран)
- недостойная жизнь на земле (Иран)
- несогласие с богом (Иран)
- употребление в четвертый раз пищи, воды и курение в дневное время в
период поста рамазан (Иран)
- неоднократное употребление алкогольных напитков (Иран)
- гомосексуализм (Иран, Мавритания)
- печатание и показ порнографических материалов (Китай)
- сутенерство, содержание публичных домов (Китай)
- хищение государственного имущества (Сомали)
- поджог (Марокко, Западная Сахара)
- изготовление фальшивых денег (Албания)
- торговля на черном рынке (Мозамбик)
- загрязнение воздуха или воды при отягчающих обстоятельствах (НДР Йемен)
- осквернение имени пророка Мухаммеда (Пакистан)
- колдовство, приведшее к смертельному исходу (Руанда)
- изготовление, распространение, продажа, хранение и употребление
наркотических средств (Таиланд) (10, с. 76-77).

3. ЗА И ПРОТИВ СМЕРТНОЙ КАЗНИ.

На протяжении истории многие люди, известные, и не очень, высказывали свои
мысли относительно смертной казни. В прошлом большинство людей считало
смертную казнь совершенно справедливым спсобом защиты общества от
определенного вида преступлений, причем ни сама смертная казнь, ни ее
ужасающие виды не вызывали ни дискуссий, ни осуждения, ни возмущения.
Религия всегда одобряла применение смертной казни: "мне отмщение, и аз
воздам" (Ветхий Завет) , подкрепляя это принципом талиона: "око за око, зуб
за зуб", хотя главная заповедь Христа: "Не убий".
В России теоретические исследования юристов и политиков, в которых
высказывались взгляды об ограничении и полной отмене смертной казни,
появились уже в XVIII веке. За это выступали С. Десницкий, А.Н. Радищев,
Ф.В. Ушаков, А.П. Куницин, О. Горегляд, Г. Солнцев, И.В. Лопухин, П.И.
Пестель, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др. В то же время
многие одобряли смертную казнь, в том числе М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин,
В.А. Жуковский, П. Лодий, Л. Цветаев, С. Барышев, И. Фойницкий, Н.
Сергеевский и др.
Первым государством в мире, отменившим смертную казнь за любые преступления
стала в 1846 г. Венесуэла.
Интерес к институту смертной казни возрос после II Мировой войны. С одной
стороны смерть миллионов людей обесценила человеческую жизнь, с другой -
фашизм, с его ужасными казнями, вызвал новый взгляд на жизнь
человека, ее ценность и значимость (1, с. 67).
В системе уголовного наказания смертная казнь занимает совершенно особенное
место. Помимо того, что эта мера - исключительна, у нее нет цели
исправления, как у любого наказания. Цель же смертной казни - возмездие.
Социологические исследования показали, что страх наказания удерживает от
совершения преступления 14-24% совершеннолетних граждан (13, с. 323).
Смертная казнь не порождает особого правового последствия - судимости, но
имеет при этом стопроцентную частную превенцию.
Рассмотрим подробнее доводы в защиту и отмену смертной казни.

3.1. ЗА СМЕРТНУЮ КАЗНЬ.

                                                                          Я
в целом за гуманизацию системы наказаний, но

все же считаю, что самые страшные преступления
                                                                          -
чудовищные, циничные - заслуживают смертной

казни. Таких преступников не исправить и не наказать,

потому что нет наказания, соразмерного их вине.

Такие люди не имеют права жить на земле. Ведь

никому не придет в голову запереть в клетку ядовитую

змею или тарантула в надежде, что через 15 лет они

превратятся, скажем, в ужа или майского жука.

                                                    А. Кулешов, писатель.

Сторонники применения смертной казни приводят в защиту своих взглядов
аргументы, большинство из которых выдвигалось уже много лет и веков назад.
Поскольку смертная казнь исключает повторность преступления, то такое
наказание служит защитой для общества, которое имеет право на самооборону.
Общество вправе отнять жизнь у того, кто отнял жизнь у другого, иначе может
вступить в действие суд Линча (1, с. 79). Хотелось бы привести по этому
поводу цитату из выступления депутата Государственной
Думы РФ В.Семаго: "А не боитесь ли  вы  того,  что  если  у  кого-то  отняли
жизнь,  то  его  родственники  просто  возьмут  на  себя  функцию  и  миссию
исполнения приговора,  который  по  их  мнению  будет  справедливым?..  Если
государство не берет на  себя  функции  отмщения  за  преступление,  то  это
развязывает человеку руки..."
Существуют люди, которых невозможно исправить, при этом применение к ним
смертной казни есть вынужденная мера. Еще один аргумент в том, что на
содержание преступника требуются немалые средства бюджета, что негативно
влияет на общественное мнение. Например, согласно эстонской прессе,
содержание одного заключенного и надзор за ним обходятся в месяц
налогоплательщику в 7700 крон.
Американский криминолог В. Реклесс сформулировал 4 основных положения в
защиту смертной казни:
- соответствие наказания преступлению, принцип талиона;
- наказание как искупление вины, преступник должен страдать, чтобы искупить
свой грех;
- наказание - устрашение других, напоминающее, что с ними может случиться
то же самое, если они нарушат законы;
- наказание как защита интересов общества (1, с. 80).
Другой американский криминалист Э. Сазерленд сформулировал 5 таких причин:
- смертная казнь служит более эффективным средством предупреждения
преступности, чем другие виды наказаний;
- она экономичнее тюремного заключения;
- она необходима, чтобы не допустить линчевания преступника;
- смертная казнь освобождает общество от дефективных личностей;
- она более надежна, чем пожизненное заключение для лиц, осужденных за
умышленное убийство, ибо последние могут попасть под амнистию (1, с. 81).
Считаю некоторые из этих утверждений правильными, некоторые нет. Но каждое
из них подкреплено какими-то фактами, наблюдениями, статистикой. Хотелось
бы привести некоторые мнения на этот счет.
Профессор Колумбийского университета Я. Барзун считает, что "лицо, которое
не наделено способностью контролировать свои импульсы, способное лишить
жизни другого, должно быть в законном порядке безболезненно убито, прежде
чем оно повторит неконтролируемое им деяние. Также следует поступать и с
душевнобольными и иными дефективными людьми, которые являются бременем для
общества" (1, с. 83). Полагаю, что это слишком радикальная точка зрения:
если казнь преступников еще можно объяснить, то казнь душевнобольных имеет
уже фашистский оттенок.
Уинстон Черчилль, занимая в 40-х гг. пост министра внутренних дел, заявил,
что, хотя он уважает желающих отменить смертную казнь и заменить ее
пожизненным заключением, эта мера не гуманнее, поскольку "обрекает  на
долгие годы ужасных лишений и страданий ума и души тех, кому хотели сделать
благо" (1, с. 84). Нельзя не согласиться с этим утверждением. Еще не
известно, что гуманнее - смертная казнь или пожизненное лишение свободы.
Вспоминаю репортаж из камеры смертников одной из российских тюрем.
Приговоренные к смерти получили помилование, многие раскаялись в содеянном,
но все обратились к президенту с просьбой привести приговор в исполнение.
"Лучше сразу расстрел, чем всю оставшуюся жизнь маятся в клетке," -
прокомментировал свое прошение один из них. Известны также многие случаи
самоубийства заключенных, которым было объявлено решение о замене смертной
казни пожизненным лишением свободы.
Необходимость применения смертной казни высказывают и некоторые учебники
Уголовного права, например: "Включение смертной казни в строго ограниченных
пределах как по числу преступлений.., так и по категориям осужденных с
учетом нынешнего высокого уровня преступности, к тому же имеющего тенденцию
к росту.., наличия организованной и профессиональной преступности,
мафиозных структур, охвапивших многие сферы жизни общества и государства,
вполне оправданно и жизненно необходимо. Смертная казнь, естественно, не
может иметь своей целью исправление виновного, а выполняет задачи
восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения
преступлений самим осужденным и другими неустойчивыми лицами" (16, с. 386).
Как мне кажется, такая точка зрения выражает официальную позицию властей
РФ, объсняющую, почему в России смертная казнь не отменена.
Хотя в Эстонии смертная казнь официально отменена Парламентом, этому
предшествовали бурные дебаты. Многие видные юристы и специалисты в области
уголовного права считают, что смертная казнь была отменена преждевременно,
поскольку общественная дисциплина находится на низком уровне и многим еще
не ясно все своеобразие рыночной экономики. Я согласна с мнением К. Киммеля
и П.-У. Рахи на этот счет: "Было бы разумнее смертную казнь временно
сохранить в качестве чрезвычайного наказания, разрешая ее применение только
за некоторые отдельные, особенно опасные преступления, например за
терроризм и совершение умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах
и во время чрезвычайного или военного положения" ( 19, с. 449).
Наиболее эмоциональную точку зрения в защиту смертной казни высказывает
писатель А. Кулешов, одно из высказываний которого вынесено мной в эпиграф
к этой части работы. Приведу несколько его цитат. "Те, кто ратует за отмену
смертной казни... упорно молчат, за что выносится эта исключительная мера
наказания. Будем честны сами с собой. Когда нам рассказывают о человеке,
лишившем жизни другого человека (многих, ребенка), какие нас охватывают
чувства?.. С трудом представляю себе человека, который воскликнет: "Казнить
такого? Да вы что? Как мы можем лишить его жизни! Где же гуманность? Где
человеколюбие?" Однако в отвлеченных беседах кое-кто именно так и
восклицает" (13, с. 340). Здесь большой упор сделан на мнение рядовых
граждан, законные права которых попраны. Безусловно, большая часть людей
потребует казни такого преступника, поскольку сила гнева в людях велика.
Здесь приходит на ум недавний процесс на Украине над убийцей из корыстных
побуждений, на счету которого более 50 жертв, в том числе женщины, дети и
даже грудные младенцы. Он убивал, чтобы украсть несколько килограммов
сахару или других запасов людей, а детей заодно со взрослыми. И хотя на
Украине на смертную казнь наложен мораторий, суд приговорил его именно к
этой мере наказания, опасаясь линчевания преступника прямо в зале суда.
Относительно судебных ошибок А. Кулешов высказывается так: "Не стоит
руководствоваться только этим принципом. По этой логике следует отказаться
от сложных оперций, обрекая на смерть больных, ведь врач может ошибиться
или прекратить исследования космоса, потому что могут ошибиться
конструкторы и инженеры. В любом деле могут  быть ошибки, и непонятно,
почему в вопросе о применении смертной казни возможность их появления
должна останавливать... Разумеется смертный приговор должен быть вынесен
после тщательного следствия и суда.., нужны гарантии правильности
решений.., но отказаться от смертной казни вообще нельзя" (13, с. 341-343).
Согласна, что нужны дополнительные условия, подтверждающие приговор. Однако
не всякое лишение жизни другого заслуживает казни, есть масса
обстоятельств, толкований и моделей поведения. "Напомню известный парадокс:
застрелить человека, в том числе иностранца - преступление, застрелить его
же во время войны с его государством - долг" (13, с. 344). Еще один,
достаточно веский довод - о самообороне общества, на которую имеет право
каждый его член. Если суд оправдывает человека, убившего при самообороне,
то "почему возникает столько споров, когда подобным образом поступает
общество?" (13, с. 346). Полагаю, что споры возникают потому, что нет
конкретно ответственного за это человека, государство и общество едва ли
подходят под эту категорию. Закончить этот раздел хотелось бы цитатой все
того же А. Кулешова, которая, как мне представляется выражает точку зрения
членов того общества, на права и свободы которого посягает преступник. "Не
всегда есть надежда на исправление и искупление. Тяжесть содеянного слишком
велика. Вот тогда и примененяется смертная казнь... Есть те, от кого
общество должно избавляться, как от неизлечимых болезей. Злокачественные
опухоли надо удалять, а не лелеять... Смертная казнь - это не
посягательство на жизнь человека, потому что те, кто подобные преступления
совершают, - не люди. Это существа, которым не должно быть места на земле.
Избавлять мир от них и есть подлинная гуманность. По отношению к людям"
(13, с. 346).

3.2. ПРОТИВ СМЕРТНОЙ КАЗНИ.

Убийца - это человек плюс убийство. Истиная

справедливость совершается тогда, когда судья

наказывает убийство и возрождает человека.

                                 В.Р. Кришна Айер, бывший

                                 судья Верховного суда, Индия.

Противники смертной казни приводят в защиту своей позиции самые различные
аргументы. Например, статья в бельгийском журнале: "Общество ответственно
за своих членов, которые совершили преступление, и не имеет права выносить
смертный приговор, так как в преступлении виновен не только убийца" (1, с.
70). В какой-то степени да, общество виновно - падение нравов, общая
социальная обстановка, но почему тогда общество не освобождает преступников
от какой бы то ни было ответственности - дескать во всем общество виновато.
Почему в одной и той же социальной среде, у одних и тех же родителей
вырастают совершенно разные дети? Я не согласна с теорией врожденной
преступности. Каждый человек сам выбирает свой путь в жизни, и этот выбор
свободен. Общество лишь предоставляет разные условия жизни - нормальные и
преступные, и эти условия, круг общения и цели в жизни каждый выбирает сам.
Может быть правильна точка зрения А.В. Клигмана: "Отказ от смертной казни -
та цена, которую общество должно заплатить за свою вину, в том, что его
член преступил суровый запрет" (13, с. 395).
Отрицает смертную казнь также школа социальной защиты, опираясь на то, что
большую часть казненных составляют бедные, "цветные" и другие социально-
незащищенные группы насления, а также на то, что классическая школа
уголовного права, с такими ее целями наказания, как искупление, устрашение
и возмездие, не должна применятся в современном уголовном праве (1, с. 70).
Меж тем классическая школа уголовного права используется во многих странах,
в том числе Германии и Франции, где смертная казнь отменена, то есть одно
другому не мешает.
Председатель Королевской комиссии по вопросам смертной казни в Англии Эрнст
Гауэрс приводит ряд аргументов против этого наказания:
- смертная казнь есть отрицание принципа наказания, основное содержание
которого состоит в исправлении;
- осуждение к смертной казни и исполнение приговоров оказывает
деморализующее воздействие на общество и приводит иногда к совершению тех
же преступлений в порядке подражания;
- присяжные нередко не признают подсудимых виновными, так как не желают
обрекать их на смертную казнь;

- приведение смертного приговора в исполнение оказывает вредное  воздействие
на исполнителей и других заключенных;
- ожидание испонения приговора - это психологическая пытка, а совершение
казни накладывает на близких осужденного вечное и незаслуженное позорное
пятно (1, с. 72-73).
Помимо этих основных тезисов есть также и другие мнения на этот счет.
Вот как высказывается по этому поводу О.Ф. Шишов: "Смертная казнь -
свидетельство определенных издержек общества, которое само виновато в том,
что появляются убийцы, насильники, изменники Родины и другие опасные
преступники. Все силы общества должны быть направлены на предупреждение
преступлений, на создание здоровой, нормальной обстановки во всех сферах
нашей действительности" (13, с. 127). Естественно, идеального общества нет,
но в любом обществе всегда будут такие паталогические убийцы, насильники,
маньяки, на которых не влияет ни уровень жизни, ни общая обстановка
общества, ни тот нравственный пример, о котором говорит А.Адамов: "В руках
общества... имеется множество форм нравственного воздействия на людей. Но
одна из самых эфективных... - пример, образец для подржания, некая всеобщая
и незыблемая нравственная норма" (13, с. 32). Не спорю, средство
эффетивное, но опять же - не для всех.
Еще один довольно сильный аргумент, по аналогии с медициной: "Почему врачам
запрещено даже в случае... смертельной болезни прекратить мучения
умирающего? Ведь это, кажется, самое гуманное, что может... предпринять
врач? Потому что... вдруг человек поправится? Медицина понимает, что пока
она не всесильна и не всезнающа. Здесь можно найти... аналогию со смертной
казнью... Вдруг человек... исправится?" (13, с. 303-304). А если нет? Где
гарантия того, что закоренелый преступник посвятит всю оставшуюся жизнь
раскаянию? Кроме того нередки случаи самоубийств среди
неизлечимо больных. Ведется также полемика вокруг эвтаназии, многие  требуют
ее законного введения с согласия больного.
Близко к этому стоит утверждение о некомпетентности судей, прокуроров и
следователей,которым страшно доверить жизнь человека, о том, что не
встречается процессов по разделу  "Преступления против правосудия".
Тезис о том, что преступниками не учитывается факт грозящего наказания,
также встречется достаточно часто, например С.Г. Келина пишет: "Об этом
можно... говорить прменительно к тем преступлениям, совершению которых
предшествует... борьба мотивов. Доля заранее обдуманных убийств колеблется
в пределах 5-10% от общего числа совершаемых деяний (13, с. 322). Поэтому
многие противники смертной казни ссылаются на то, что отмена, либо введение
смертной казни никакого влияния на преступность не оказывают. На эту тему
характерно высказывание: "Человек, совершивший преступление, караемое
смертной казнью, но избежавший правосудия, может счесть, что ему терять
нечего, в результате - новая серия не менее жестоких преступлений... Угроза
смертной казнью может озлобить, но практически никогда - остановить
преступника: он всегда надеется ее избежать" (15, с. 356). Но в таком
случае преступник может также рассуждать относительно пожизненного лишения
свободы - на большее все равно не осудят.
Доводы в пользу необходимости лишения преступника способности действовать
сводятся к лишению его жизни. "Такая политика должна базироваться на
признании, что государство в момент вынесения приговора может точно
установить, кто из заключенных неизбежно совершит новое преступление;..
довод в пользу лишения дееспособности путем предания смерти...
предполагает, что никакого другого эффективного средства предотвращения
рецедива не существует" (8, с. 43). Думаю, что в таких случаях следует
проводить более тщательную проверку, тестирование на то, совершит ли
человек в дальнейшем преступление или нет.
Как сторонники, так и противники смертной казни приводят в подтверждение
своих взглядов финансовые соображения. Сторонники утверждают, что
осужденного проще и дешевле убить, и в отношении некоторых государств они
правы. Однако исследования, проведенные в Канаде и США, показали, что
приведение смертного приговора в исполнение обходится в этих странах
намного дороже (в США в 2,5-3 раза), чем пожизненное заключение, поскольку
процедура рассмотрения дела о смертной казни, апелляции, обжалования,
оборудование камер, охрана очень дорогостоящи (см. напр. 1, с. 81; 4, с.
53; 8, с. 60). Поэтому некоторые должностные лица выступают за отмену
смертной казни, поскольку относительно небольшое число дел отвекает
непомерное количество судебных ресурсов от других, более эффективных
средств обеспечения законности.
Еще один отрицательный аспект смертной казни - это существование института
палачей, то есть узаконенных убийц.
Этот раздел хотелось бы закончить важным вопросом, возникающим в связи с
проблемой смертной казни: имеет ли государство право лишать человека жизни?
Об этом говорил еще Ч. Беккариа: "Смертная казнь не опирается ни на какое
законное право, потому что человек, вступая в общество, не уступал ему
права на свою жизнь. Жизнь дарована человеку не государством, а потому
государство не имеет законного права отнимать ее" (15, с. 357).

3.3. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ.

Как сторонники, так и противники смертной казни, подтверждая свои доводы,
часто ссылаются на общественное мнение. В любой стране смертная казнь - это
не только институт уголовного права, но и феномен социокультурный.
Отношение к этому институту формируется на основе взаимодействия многих
социальных факторов. В большинстве государств мира общество в целом
одобряет смертную казнь (1, с. 85). Обратимся к   исследованиям, которые
регулярно проводятся институтом Гэллапа в США с 1936 г. (4, с. 51). С 1936
г. по 1957 г. число сторонников смертной казни в США снизилось с 61 до 47%.
После 1957 г. эта цифра постоянно увеличивалась и в 1995 г. достигла 77%.
Интересен анализ отношения к смертной казни среди различных групп
населения. Так оказалось, что выбор смертной казни намного предпочтительнее
для мужчин, для лиц с высокими доходими, для жителей пригородов и сельской
местности, а также жителей южных штатов (4, с. 52). Последнее можно
объяснить, видимо, историческими причинами и все еще имеющим место
рассизмом. Среди чернокожего населения страны число сторонников смертной
казни в 2,5 раза меньше, чем среди белого. С увеличением возраста число
сторонников смертной казни заметно убывает. В группах с более высоким
уровнем образования больше противников, чем сторонников.
Среди сторонников более широкого применения смертной казни в ЮАР - выходцы
из Индии и белые. В 1995 г. Конституционный суд ЮАР особо подчеркнул, что
расовые различия при отправлении правосудия по такого рода делам послужил
главной причиной отмены смертной казни. В религиозном плане среди
выступавших за более широкое применение смертной казни 27% - христиане, 10%
- мусульмане, 14% - буддисты. В тоже время среди противников христиане
также преобладали, что объясняется, видимо, дуализмом христианского учения.

Результаты опросов в Эстонии, Латвии, Литве и Польше практически совпадают,
а именно: 75% опрошенных - за, 15% - против.
Что же касается России, интерес представляют данные об уровне правовой
осведомлености населения: по мнению 2 из 3 опрошенных смертная казнь -
обязательное наказание за убийство. В ответе на вопрос, какое наказание за
убийство является наиболее справедливым - 20% назвало смертную казнь, 32% -
смертную казнь или пожизненное заключение, 31% - смертную казнь или лишение
свободы на длительные сроки и лишь 12% - вообще не назвали смертную казнь,
ограничившись лишением свободы. 73% опрошенных считают возможным применение
смертной казни только в крайних случаях, 18% полагают, что следует
примененять как можно шире, и лишь 9% считают, что смертную казнь следует
отменить (4, с. 53).
Эти результаты дают представление о состоянии общественности, но не
являются неожиданными, ибо несколько поколений в России убеждены, что без
жестокости нельзя справится с преступностью. Требование ужесточения
наказания отражают потребность людей в государственной защите и
безопасности. Поэтому ни в психологическом, ни в культурном отношении
российское общество к отмене смертной казни никак не готово (4, с. 54).

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проанализировав место смертной казни в жизни общества, ответив на вопросы,
поставленные в начале работы, изучив источники и приняв во внимание
различные мнения по этому вопросу, я пришла к определенным выводам.
До исследования этой темы я серьезно не задумывалась над проблемой смертной
казни и считала, как и большинство людей, что смертная казнь должна быть
сохранена и применяться в широких масштабах. Я полагала, что это
эффективная мера борьбы с преступностью, и, что преступник должен понести
возмездие за совершенное им деяние. Но, по мере углубления в эту проблему и
ее тщательного изучения, мое отношение к смертной казни стало постепенно
меняться. И если сейчас я не ярый противник смертной казни, то хотя бы и не
ярый сторонник. Может быть противники смертной казни и правы в своих
доводах, но я не могу полностью согласится со всеми  их аргументами.
Наказание вообще и смертная казнь, в частности, не всесильно и не самое
лучшее средство в борьбе с преступностью. Поскольку преступность имеет
многосторонний и глубокий характер, который обусловлен рядом причин, то и
меры по борьбе с ней должны быть также комплексными. Но сейчас речь идет о
правомерности применения смертной казни, о ее необходимости и
целесообразности. Однако исследования в этой области весьма ограничены,
поэтому ни сторонники, ни их оппоненты не могут привсти убедительные
фактические данные в подтверждение своих точек зрения и остаются с
догадками, основанными на эмоциях. Чтобы объектвно осветить этот вопрос,
необходимо раскрывать его, опираясь на факты.
В подтверждение своего тезиса о том, что ни у противников, ни у сторонников
смертной казни не может быть окончательного решения, и учитывая, что у
всякого правила могут быть исключения, приведу высказывание видного
французкого юриста Раймона Форни: "Вопрос о смертной казни во Франции решен
окончательно. Однако это не означает, что не может быть исключений. Если бы
Гитлер не покончил с собой и его пришлось бы судить в наши дни, то приговор
вряд ли бы ограничили пожизненным тюремным заключением. То же самое
относится к нацистким палачам...". Довольно интересное высказывание, ведь
закон есть закон. И если бы пришлось казнить Гитлера, пришлось бы принимать
новый.
Поэтому я считаю, что поскольку еще совершаются хладнокровные, ужасные и
циничные преступления, смертная казнь должна быть сохранена, в ограниченных
пределах, за узкий круг преступлений, и, разумеется применительно только к
психически здоровым людям. Однако, если само общество станет гуманным, а не
только его власти, отменяющие смертную казнь, то в нем не будут совершаться
такие преступления, которые потребовали бы применения смертной казни.

Отредактировано mail (2008-02-19 00:45:38)

+1

8

Какие реформы следует проводить для унификации Союзного законодательства России и Беларуси?

+1

9

где найти студенту нормальную работу на лето?

0

10

Какие реформы следует проводить для унификации Союзного законодательства России и Беларуси?

Подпись автора

1) Установление прогрессивной шкалы налогообложения. Чтобы Белорусская и Российская налоговые системы были сходны + российским олигархам придеться больше отдавать гос-ву.

+1

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » С.О.К.О.Л » Право » Юридическая консультация